Обустройство временных дорог — неотъемлемая часть строительства. Для обеспечения грузопотока на строительные площадки просто необходима дорога, способная выдержать движение по ней большегрузных транспортных средств. Такая дорога нужна только на время стройки, пока в ней есть необходимость. Поэтому требования к ней довольно просты: низкие затраты, высокая проходимость для грузового транспорта, простой ремонт и легкий демонтаж.
Временная дорога может быть грунтовой и представляет собой облегченную конструкцию дорожных одежд из сыпучих материалов, в качестве которых используются битый кирпич, вторичный щебень, известняковый щебень, асфальтная крошка, песок, пескогравийная смесь и т.д. Также в качестве материала для временной дороги используют конструкции из железобетонных дорожных плит.
Чтобы уменьшить затраты на строительство временной дороги, не теряя качества, часто применяют отходы со строек. Так, бой кирпича пригодится при строительстве временных подъездных путей в заболоченной местности. Он отлично впитывает влагу, сохраняя прочность даже зимой. Купить вторичный щебень или бой кирпича можно довольно дешево, а иногда и даром, за самовывоз.
Асфальтная крошка пригодится как материал для отсыпки и укрепления. Входящий в ее состав битум связывает зерна используемого сыпучего материала и повышает прочность временной дороги.
Чтобы растения не разрушили дорожное полотно, перед строительством рекомендуется снять верхний, дерновый слой почвы и уложить на дно геотекстиль. Затем на геотекстиль укладывается основание из песка или ПГС, на которое насыпают щебень или вторичный строительный сыпучий материал. Если перед отсыпкой верхнего слоя дороги щебнем на песчаное основание положить георешетку, то можно значительно увеличить прочность и срок службы временной дороги.
Как правило, по такой дороге на протяжении всего срока ее эксплуатации будет ходить тяжелая строительная техника, поэтому ее прочность играет немалую роль.
Из-за постоянных высоких нагрузок временная дорога часто будет выходить из строя. Поэтому ее ремонт должен быть простым и недорогим. Обычно он сводится к подсыпке необходимого количества щебня в нужных местах.
После окончания строительства временную дорогу — с геотекстилем в основании и георешеткой под щебнем — легко превратить в капитальную, уложив на предварительно выровненное и уплотненное щебеночное основание слой асфальта.
Еще одним распространенным материалом для временных дорог служат железобетонные плиты. С помощью них можно в два раза сократить время на строительство подъездных путей, при этом получив надежную и долговечную дорогу.
Важным преимуществом такой конструкции является возможность ее повторного использования. Железобетонные плиты можно устанавливать и демонтировать неоднократно, что при определенных условиях может быть выгоднее обустройства насыпной временной дороги.