Дороги федерального значения — это транспортные артерии, связывающие между собой важнейшие административные центры страны и специальные объекты. Такие дороги принадлежат государству. Их строительство и ремонт, а также содержание и обслуживание находится в ведении страны и финансируется за счет федерального бюджета.
К федеральным дорогам относят:
Дороги федерального значения обычно имеют I или II категорию и высокий класс. То есть это дороги с большой пропускной способностью, способные выдерживать усиленную эксплуатацию, позволяющие транспорту безопасно передвигатся со скоростью 150 км/ч.
При их строительстве чаще всего руководствуются строительными нормами и правилами, принятыми еще при советской власти. Из-за этого нередко возникают трудности с внедрением новых технологий.
Технология строительства дорог за последний век почти не изменилась, дорожное полотно представляет собой ту же конструкцию, которая повсеместно применялась в середине прошлого столетия. Инфраструктура дороги: освещение, указатели, светофоры, переходы для пешеходов, домашнего скота и диких животных, шумозащитные экраны, зеленые насаждения и прочие удобства безусловно, отличают современные дороги от их предшественниц, однако в основе дорожных одежд все те же материалы, уложенные по той же технологии.
В основании дороги лежит песчаная подушка, толщина и ширина которой расчитывается для каждого участка индивидуально. Для ее устройства требуется качественный песок, цена которого может изменяться в зависимости от региона и удаленности от поставщика. Характеристики, которым он должен соответствовать определяются ГОСТом 3344-83. Песок укладывают на очищенный от растений грунт, тщательно проливают и утрамбовывают. От того, насколько хорошо соблюдается технология на этом этапе, напрямую зависит срок службы дороги.
Следующим слоем или слоями — в зависимости от потребностей конкретной местности и предполагаемой нагрузки на дорогу, укладывается щебень. Для дорожного строительства используют щебенку разных фракций. Вниз дорожной одежды укладывается крупнозерновой щебень, на него — более мелкий. Таких слоев может быть несколько, в зависимости от проекта. Каждый из них тщательно утрамбовывается и проливается. Щебень для строительства дорог должен быть кубический, с низкой лещадностью и высокой прочностью, что описано в вышеуказанном ГОСТе. Так как федеральные дороги — это, в первую очередь, транспортные сооружения с очень высокой нагрузкой, то качество применяемых материалов буквально в первые же года сказывается на их состоянии, пропускной способности и безопасности.
Завершающим слоем дорожной одежды для федеральной трассы является асфальт, который должен укладываться при определенных температурных условиях. Кроме того, для дорог высших категорий предусмотрена укладка трех слоев асфальтной смеси.
Строительство федеральных дорог в России занимает важное место в развитии экономики страны. Из федерального бюджета ежегодно выделяются значительные суммы для поддержания и расширения федеральной дорожной сети. Так, в прошлом году на строительство и реконструкцию трасс государственного значения планировалось затратить 175,6 млрд рублей. Однако мировая политика, повлиявшая на экономику нашего государства, внесла свои коррективы, и финансирование строительства в 2015 году сократилось почти на четверть.
В результате многие стройки, начавшиеся в прошлом году и планировавшиеся в текущем, могут быть либо заморожены, либо отложены до возобновления финансирования.
Некоторые подрядчики ищут варианты удешевления уже существующих проектов, чтобы не отказываться от заказов. Некоторые — изменяют сроки сдачи объекта, а некоторые — останавливают работу.
Так, сроки сдачи ЦКАД — самой крупной авто-стройки в Московском регионе, сдвинулись с предполагаемого 2018 на неопределенный промежуток 2018-2019 гг. Остальные крупные дорожные строительные объекты столицы продолжают возводиться теми же темпами.
Экономический кризис послужил своего рода катализатором для разработок более дешевых и долговечных вариантов дорожных покрытий. Многие компании уже сейчас предлагают инновационные технологии, вплоть до применения нано-разработок, которые призваны значительно продлить срок службы федеральных и других строящихся дорог и существенно сократить расходы на их строительство.